В своей статье Джон Парр рассказывает об ассертивности и модели эмоциональной ассертивности. Эмоциональная ассертивность для развития уверенности, спокойствия и умения выражать свои аутентичные эмоции.
Что такое ассертивность?
Ассертивность — это умение спокойно сказать то, что хочется, а затем с готовностью повторить это, сохраняя спокойствие и уважение. В процессе работы это помогает другим «услышать», насколько важен для вас этот вопрос. Речь идет о сохранении позиции «win/win» и отстаивании своей позиции. Ассертивность — это настойчивость, спокойствие, твердость, уверенность в себе и готовность добиваться победы. Часто ее ассоциируют с агрессией, однако это ошибочное мнение: агрессия — это далеко не ассертивность, а скорее манипуляция.
Что такое эмоциональная ассертивность?
Эмоциональная ассертивность — это активное выражение своих подлинных эмоций с четкой целью укрепления и углубления дружбы и сотрудничества. Как таковая она является неотъемлемым элементом здоровых семей, команд и организаций.
Что представляет собой модель эмоциональной ассертивности?
Модель эмоциональной ассертивности была разработана мной в качестве исследования при подготовке магистерской диссертации. В 1990-е годы многие авторы писали о важности эмоционального интеллекта, но никто из них не описывал, как можно развить в себе способность быть эмоционально интеллектуальным. По сути, вы либо обладали, либо не обладали высоким EQ (Emotional Quotient, Коэффициент эмоционального развития). Моя гипотеза заключалась в том, что все мы рождаемся со способностью аутентично выражать свои эмоции, и только в школе жизни мы научились быть менее способными открыто и честно выражать свои эмоции. В этом случае должно быть возможно отучиться от вредных привычек и восстановить естественную способность использовать свои эмоции здоровым образом.
Поэтому я разработал модель, позволяющую добиться именно этого. Эта модель работает на практике и относительно проста в освоении и применении. В ее основе лежит концепция, согласно которой существует только четыре основные эмоции, а все остальные синтезируются на их основе. Эмоции не являются ни отрицательными, ни положительными, они зависят от того, как мы выражаем свои эмоции. Здоровое аутентичное выражение эмоций ведет к улучшению отношений, а негативное нездоровое выражение — к разрушению отношений.
Как руководитель, вы больше всего нуждаетесь в людях, и умение добиваться от подчиненных максимальной отдачи — важнейший инструмент. Большинство людей работают с максимальной эффективностью, когда они являются частью здоровой функциональной группы или команды. Эмоциональная ассертивность — это ключ к созданию здоровой атмосферы, в которой сотрудничество и согласованность действий являются характерной чертой командной этики. Это достигается путем создания культуры, в которой сплоченность и командная работа занимают центральное место в системе корпоративных ценностей. Развивая свой эмоционально-ассертивный стиль общения, менеджер моделирует и поддерживает аналогичное поведение в группе. Менеджеры и члены команды учатся быть в контакте с тем, что является наиболее здоровым в их эмоциональных проявлениях, и гасить те формы поведения, которые ведут к непродуктивной конкуренции и конфликтам.
Как модель используется в коучинге
Первой задачей коуча или терапевта является установление рабочих отношений с клиентом. Эмоциональная ассертивность — это инструмент для создания прочных рабочих альянсов в контексте терапевтических или коучинговых отношений. Модель также помогает коучу или терапевту различать непродуктивные, неаутентичные эмоции, которые истощают энергию межличностных отношений. Затем поддержать эмоциональные проявления и поведение, способствующие личностному росту и развитию. Многие виды разговорной терапии, включая коучинг, преподаются как инструменты решения проблем и, как таковые, сфокусированы на интеллектуальном обмене мнениями, удерживая клиента в его голове. Однако наиболее эффективный рост происходит при аутентичном выражении эмоций. Эмоциональная ассертивность — это ключ к достижению эмоционального движения, способствующего процессу изменений.
Почему я решил создать эту модель
Я впервые убедился в важности применения Эмоциональной ассертивности в психотерапевтической практике и быстро обнаружил, насколько эффективна эта модель для быстрого и результативного личностного развития моих клиентов. С согласия клиентов я написал несколько примеров из практики в своей магистерской диссертации. Я начал преподавать модель клиентам в качестве средства самопомощи, и они нашли это очень полезным. Они получили рабочие знания о модели и могли использовать их при выполнении домашних заданий, что ускоряло процесс их личностного развития.
В конце концов я разработал обучающий семинар не только для клиентов, но и для других заинтересованных лиц, таких как другие терапевты и консультанты. Затем я разработал программу для работы с командами и отдельными людьми в корпоративном мире. Поскольку отзывы всегда были очень положительными и свидетельствовали о явном личностном развитии участников, меня убедили взять эту модель и разработать ее в виде пакета, который можно было бы предложить другим тренерам для лицензионного использования.
Мой основной мотив основан на любви к людям, я стремлюсь к тому, чтобы люди овладели практикой развития здоровых, уважительных и эффективных отношений. Хотя я не питаю иллюзий, что это изменит мир, но если это повлияет на жизнь тех, кто этому научится, я буду удовлетворен.
Источник: автор Джон Парр, статья Linkedin