Журнал

20 эффективных техник общения: применяем и осваиваем

время прочтения ~ 15 минут

Можно ли сделать ваше общение эффективнее? Кажется, это умеет делать каждый, однако коммуникация — это такой же навык, как рисование или игра на музыкальном инструменте. Один сделает закорючку или сыграет ноту. Другой — создаст шедевр.


Эффективное общение — один из самых важных навыков в жизни, способный сделать обычного человека выдающимся, развеять недопонимание, сократить количество конфликтов, а может, даже склонить людей к принятию ваших идей.


Эффективны ли вы?

К сожалению, просто разговаривать — это недостаточный критерий эффективного общения. Парадокс емко изложил Джордж Бернард Шоу во фразе:

Не каждый разговор и коммуникация приводят вас к желаемому результату, каким бы он ни был. Эффективным общение делают техники и стратегии, которые позволяют вам найти верные слова и линию поведения, а вашему собеседнику — получить сообщение в том виде, в котором оно было задумано.


Ниже мы рассмотрим 20 принципов, которые помогут вам повысить эффективность вашего общения.

20 эффективных техник общения

Межличностная коммуникация
1
Убедитесь, что говорите на одном языке

С этого мы и начнем. Чтобы лучше понять друг друга, определимся с терминами. Ведь даже ключевое для нас понятие «коммуникация» может иметь разные толкования: от только устной речи до невербальных проявлений человека.


Итак, «Коммуникация» в словарях:


Словарь Ожегова:

Сообщение, общение. Речь как средство коммуникации.


Словарь Merriam-Webster:

  • процесс выражения, обмена или передачи информации (с помощью речи, письма, жестов);
  • сообщение, содержащее информацию (заявления, новости, объявления);
  • действие по передаче информации и идей;
  • акт выражения мыслей, чувств и побуждений.

А эффективная коммуникация не только включает все это, но и позволяет нам передать сообщение, которое хотим, в неискаженном виде, получить от общения желаемый результат, говорящему — быть услышанным, а слушателю — понять переданное сообщение.

2
Помните о силе молчания

Помните тот неприятный разговор, когда из-за молчания собеседника вы сказали больше, чем собирались? Каждый, кто хоть раз оказывался в подобной ситуации, на собственном опыте убедился, насколько эффективным может быть молчание. Сила молчания может быть использована только в определенных ситуациях, но когда она применяется, оказывается невероятно эффективной.


Умелые коммуникаторы используют молчание, когда чувствуют, что собеседник сдерживается. Используя силу молчания, они побуждают партнера по диалогу подхватить нить разговора. Причина такой реакции проста: Мы не переносим молчания в разговоре. Поэтому отличные коммуникаторы получают важную информацию, делая паузу. Они не поддаются искушению немедленно отреагировать на полученный ответ. Вместо этого они используют (при определенных обстоятельствах) силу молчания, чтобы побудить собеседника расширить ответ. И часто молчание может привести к тому, что люди скажут гораздо больше, чем предполагалось.


фото: unsplash.com
3
Отзеркаливайте партнера

Великие коммуникаторы устанавливают комфорт и доверие, встречаясь со слушателями на их уровне. Для этого они тонко подстраиваются под стиль речи, язык тела, выражение лица, настроение и уровень энергии своего собеседника. Выверяя свой тон и язык тела, опытные коммуникаторы умело выстраивают ровную беседу. Это не только помогает расслабить партнера по диалогу, но и закладывает фундамент, необходимый для достижения намеченного результата.


Зеркальное отражение языка тела и тона партнера также может помочь смягчить споры в сложных беседах.

4
Будьте гибким слушателем

Слушать часто оказывается самой сложной частью разговора. Многие люди не только не обладают достаточными навыками слушания, но и стремятся все время говорить. Те, кто хорошо слушает, тоже часто сталкиваются с трудностями в восприятии сказанного и поддержании разговора.


Умелые коммуникаторы не просто слушают произносимые слова. Они стараются читать между строк, уделяют внимание тонким нюансам разговора, таким как тон и невербальные индикаторы. Внимательное слушание помогает опытным коммуникаторам выявлять скрытые и глубинные мотивы человека. Во многих случаях, чтобы полностью понять, о чем говорит человек, нам нужно внимательно следить за тем, как он передает определенные сообщения.


Умение быть гибким слушателем позволяет коммуникаторам знать, когда стоит затронуть деликатные темы, а когда их лучше избегать.

5
Запросите обратную связь

Простой акт подтверждения взаимного понимания сообщения — мощный инструмент, хорошо известный опытным коммуникаторам. Чтобы запросить обратную связь у собеседников, не нужно много времени и усилий. Но раз за разом это может значительно помочь вам подтвердить, что сообщение было передано четко. Хорошие коммуникаторы также просят подтверждения, чтобы избежать недопонимания и связанных с ним проблем. Это можно легко сделать, позволив слушателю кратко изложить предполагаемые действия.


Помимо того, что они просто просят подтверждения, те, кто преуспел в общении, также стремятся получить мнение и отзывы своих коллег. Это позволяет им вовлечь слушателей в процесс и дать им почувствовать, что их ценят и слышат.

6
Культивируйте любопытство

Существует множество проверенных и испытанных техник общения, но ни одна из них не является такой простой и эффективной, как уникальное качество любопытства. Проявляя естественный интерес к людям, с которыми вы общаетесь, вы быстро добьетесь взаимного доверия и уважения. И не только это, но и любопытство поможет вам лучше понять мотивы других людей. А это очень важно, когда нужно убедить других в своих идеях.


Готовность узнать больше об окружающих вас людях также поможет вам установить с ними глубокие связи. Что еще более важно, это переключает наше внимание с постоянных попыток доминировать в разговоре на то, чтобы действительно слушать.


фото: freepik.com
7
Постарайтесь «забыть» себя и сфокусироваться на партнере

Большинство бесед протекает на удивление одинаково. У нас всегда есть определенное количество людей, которые участвуют в обмене информацией. Пока один человек говорит, остальные ждут, пока он закончит. Затем на передний план выходит другой человек и начинает говорить о чем-то смежном. В большинстве случаев второй человек пытается рассказать более захватывающую историю из своей жизни. Поэтому многие разговоры сводятся к тому, что люди переходят с одной темы на другую, не вдаваясь в подробности. Эгоцентризм каждого из собеседников просто не позволяет вести гармоничную беседу.


Отличные коммуникаторы способны противостоять желанию следовать стандартной схеме. Вместо того чтобы пытаться доминировать в разговоре, они побуждают других больше рассказывать о себе и своей истории. Их искренне интересуют все детали и все, что произошло с другим человеком. Таким образом, эти коммуникаторы легко устанавливают контакт с другими людьми и быстро завоевывают их доверие.

8
Оставайтесь позитивным

Еще одна важная техника общения заключается в поддержании позитивного настроя во время беседы. Позитивный настрой создает основу для продуктивных бесед. Хорошие коммуникаторы знают, что конструктивный подход крайне важен для любого разговора. Они понимают, что резкая критика или негатив только заставляют собеседника выстраивать оборону. А когда это происходит, люди замыкаются в себе. Поэтому донести до собеседника задуманное становится еще сложнее.

9
Общайтесь с энтузиазмом

Энтузиазм действительно заразителен. Вы можете использовать его не только для более эффективного общения, но и для более мощного и увлекательного. Отлично подметил член правления издательства Блумберг Стив Дроук:

Энтузиазм очень помогает эффективному общению. Эффективная коммуникация заключается в использовании своевременных доз энтузиазма, чтобы сделать произнесенное сообщение гораздо более мощным. Люди с большей вероятностью положительно отреагируют на энтузиастов, способных затронуть их чувства.

10
Используйте силу юмора

При правильном использовании юмор может стать эффективным инструментом в вашем коммуникационном арсенале. Он поможет быстро донести свою мысль до собеседника. Но юмор еще более силен, когда речь идет об улучшении настроения. Профессиональные коммуникаторы часто занимают руководящие должности и по роду деятельности обязаны иногда порицать подчиненных. Особенно в ситуациях, когда лидеры сталкиваются с трудолюбивыми и дисциплинированными работниками, юмор можно эффективно использовать для снятия напряжения. С его помощью можно умело донести до руководителя, что он не сердится на подчиненного, но должен решить некоторые важные вопросы.


Юмор также можно использовать для эффективной передачи негативных сообщений без оскорблений. Это может быть особенно полезно в непрофессиональной жизни человека, когда он просто хочет выразить свое недовольство чем-то в шутливой форме.


фото: unsplash.com
11
Используйте открытые вопросы

Во многих ситуациях недостаточно задать вопрос, на который можно легко ответить «да» или «нет». Особенно когда вы сталкиваетесь с интровертами. Задавая открытые вопросы, вы не только проявляете интерес к собеседнику, но и побуждаете его рассказать о себе. В целом, открытые вопросы позволяют получить важную информацию о человеке, его потребностях и мечтах.

12
Выражайте свое одобрение другим

Люди, как правило, очень хорошо реагируют на одобрение, а некоторые буквально стремятся получить его. Эффективное общение можно наладить, открыв других людей для разговора и зажегши их настроение, продемонстрировав им свое одобрение. Рассказывая слушателям в тонкой, но откровенной манере о том, что вас в них восхищает, вы сможете быстро установить с ними контакт и склонить их на свою сторону.

13
Поймите важность зрительного контакта

Зрительный контакт — важный аспект общения. К сожалению, найти правильный баланс зрительного контакта во время разговора может быть сложно. Опытные коммуникаторы не смотрят слишком пристально и не избегают зрительного контакта. Когда они слушают, они смотрят собеседнику в глаза, чтобы показать внимание и интерес, но не давят на него взглядом, чтобы не смутить.

14
Исключите слова-заполнители

По-другому — это слова-паразиты: «ну», «эмм», «как бы», «так», «то есть», «кажется», «просто», «знаете» и т. д. Особенно часто мы используем их, когда нервничаем, выступаем перед большой аудиторией. Заполнители помогают выиграть немного времени для размышлений. Однако одновременно заставляют нас выглядеть некомпетентными. Когда речь идет об эффективном донесении ваших идей до других людей, компетентность и надежность имеют решающее значение. Поэтому старайтесь по возможности избегать таких слов.

15
Общайтесь открыто и рассказывайте о себе

Общение с людьми, которые ничего о себе не рассказывают, может быть неприятным. Особенно это касается случаев, когда у нас возникает ощущение, что наш собеседник только и делает, что шпионит за нами.


Эффективное общение также заключается в том, чтобы рассказывать свои истории и открывать что-то о себе. Это не означает, что вы должны говорить о сокровенных тайнах. Вполне подойдут случаи из вашей обычной жизни. Раскрывая информацию о себе и своей личности, вы сможете наладить контакт с другими людьми и построить отношения.

16
Избегайте информационной перегрузки

Когда мы общаемся, мы почти всегда сосредотачиваемся на том, чтобы передать сообщение в ясной форме. Однако эффективная коммуникация также требует, чтобы поток информации был правильно обработан получателем. Слишком большой объем информации может быстро перегрузить слушателей. В таких случаях вы можете доносить информацию как угодно четко и ясно, но она никогда не дойдет до слушателя в полном объеме. Эффективные коммуникаторы следят за тем, чтобы не перегружать своих собеседников слишком большим количеством информации. Вместо этого они стараются обмениваться информацией в сжатой форме и не переходить к сути. Кроме того, используя вопросы, они заставляют слушателей быть вовлеченными и внимательными.


фото: unsplash.com
17
Сообщайте, что вы в одной команде

Используя слова «мы», «наш» и «нам», вы можете умело донести до слушателей, что вы на одной стороне. Применение этой техники общения поможет вам незаметно установить связь со своими коллегами. Хорошие коммуникаторы также используют эти слова, чтобы обратить других в свою колонну и создать ощущение принадлежности.

18
Будьте эмпатичным

Эмпатия — важнейшее качество опытных коммуникаторов. Понимая обстоятельства и трудности своих собеседников, они могут донести до них нужную информацию в более подходящей манере. Без такого эмоционального восприятия человек рискует стать жертвой коммуникативных ошибок и ловушек.


Еще одно важное измерение эмпатии заключается в способности коммуникатора оценивать реакцию людей на передаваемые им сообщения. Эффективные коммуникаторы адаптируют свое сообщение в зависимости от личности собеседника.

Как узнать свой тип личности? Пройти тест PCM online!

По правилам правообладателя модели KCE (Kahler Communication Europe) получить профиль PCM можно пройдя обучение (в группе / индивидуально) или в личной консультации для расшифровки вашей структуры личности сертифицированным тренером PCM. PCM тестирование платное.

19
Упоминайте имя собеседника

Обращение к собеседнику по имени свидетельствует о вашей внимательности и о том, что вы потратили время на то, чтобы запомнить его имя. Не менее важно не только назвать имя, но и использовать верный тон. Умелые коммуникаторы способны произнести имя своего слушателя так, чтобы передать уважение и признательность. При этом они способны вызвать у собеседника положительные чувства. Ведь имя человека —невероятно важное и сильное слово для него.

20
Говорите как равный, а не как начальник

Ничто так не заставляет людей игнорировать ваши идеи, как говорить с ними свысока. Эффективные коммуникаторы сосредоточены на передаче информации, а не на своем статусе. И даже в ситуациях, когда они занимают авторитетное положение, они говорят с другими как с равными, чтобы повысить их заинтересованность и установить доверие.

В основу этого материала положены принципы из книги «Думайте как мудрец, но общайтесь на языке народа» Уильяма Батлера Йитса.

Однако стратегий эффективного общения гораздо больше, чем те, что мы назвали выше.


И очень часто вы можете заметить свое предпочтение одних техник перед другими уже сейчас. Это обусловлено доминирующими в вас типами личности.


Согласно PCM (Process Communication Model), то, как мы общаемся, зависит от структуры нашей личности и наиболее проявленных из 6 типов личности в нас.


Так, бунтарю будет характерен юмор, душевному — эмпатия, а упорному — вовлечение собеседников.


Знание основ PCM, а также формирование своего профиля PCM помогает повысить эффективность коммуникации и выработать свою уникальную стратегию общения, эффективную с разными типами собеседников.

Обучение РСМ
Подберите для себя удобный вариант обучения Process Communication Model®.

Еще интересные материалы и авторские публикации из Блога о Process Communication Model®
Записаться на ближайший тренинг
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данных
20 – 21 сентября 2024 г.