Журнал

Искусство ассертивности: Ключ к уверенному и эффективному общению

время прочтения ~ 5,30 минут

Наталья - всеобщая любимица. Она милая, добрая и дотошно вежливая. Она всегда готова помочь кому угодно в чем угодно, даже если это означает, что она должна задержаться на два часа после каждого, чтобы закончить свою работу. Она никогда не отказывает никому в просьбе. Хотя ей нравится помогать людям, иногда она задумывается о том, что люди воспринимают ее как должное и используют в своих интересах.


Для Натальи, возможно, настало время развивать ассертивность. Вместо того чтобы перегружать себя и встречать требования других, ей следует научиться выражать свои собственные потребности и границы уважительным образом. Ассертивное общение поможет ей находить баланс между удовлетворением потребностей других и собственного самоуважения.

Что такое ассертивность?

Ассертивность - это способность уважительно выражать мнения, идеи и эмоции, не задевая чувств других людей. Это умение находить золотую середину, когда потребности себя и других удовлетворяются на равных.


В большинстве случаев люди практически никогда не проявляют ассертивности. В итоге они становятся слишком пассивными или переходят к полномасштабной агрессии. Ассертивность - это искусство находить здоровый баланс между пассивностью и агрессией.

Например, как только кто-то отпускает безобидную шутку в адрес Боба, он тут же огрызается и осыпает его ругательствами. Это пример агрессивного поведения.


фото: www.freepik.com

Что такое различные стили общения?


Пассивная коммуникация:

Пассивное общение имеет место, когда человек стремится выполнить требования других за счет собственных потребностей и ожиданий. Такой тип общения обусловлен боязнью конфронтации, недостатком самоуважения, страхом наказания и т. д. Такой тип общения создает ситуацию «выигрыш-проигрыш», когда один человек постоянно проигрывает, а другой выигрывает. Саманта использует пассивный тип общения из-за боязни столкнуться с людьми. В итоге она делает для других то, что не сделала бы в противном случае.


Агрессивная коммуникация:

Когда человек применяет силу и принуждение для достижения своих целей, это можно назвать агрессивной коммуникацией. Обычно люди используют этот метод, чтобы скрыть свою неуверенность в себе. Обидчики, как правило, очень слабые и неуверенные в себе люди, которые пытаются скрыть этот недостаток агрессивным фасадом. Такая коммуникация создает беспроигрышную ситуацию.


Пассивно-агрессивное общение:

В этом типе общения люди обычно выражают свою агрессию не прямо, а косвенно. Это одна из форм пассивной враждебности. Это может происходить путем дуться, клеветать, оттягивать время, использовать сарказм и т. д.


Ассертивная коммуникация:

Ассертивное общение представляет собой смесь агрессивного и пассивного общения. Быть ассертивным — значит говорить о том, с чем вы не согласны, в вежливой и уважительной манере, не нанося словесного ущерба и не оскорбляя ни в коем случае. Оно выступает в качестве балансирующего органа между наполненным агрессией повествованием и покорным принятием мнений.


Ассертивное общение мягко, но твердо очерчивает границы, которые помогают четко передать предполагаемое сообщение. Оно воплощает в себе решительное выражение своих идей, но в то же время уважение и сопереживание эмоциям и идеям других людей. Это создает взаимовыгодную ситуацию, поскольку предполагает открытое обсуждение требований всех сторон и достижение общей позиции, при которой каждому ожиданию уделяется значительное внимание. Это формирует уважение к себе и другим, позволяет раскрыться и способствует повышению самооценки.

Что включает в себя ассертивность?


Отсутствие чувства вины:

Пассивные люди обычно чувствуют себя виноватыми или запуганными, когда отказывают в необоснованных просьбах или указывают на высказывания, с которыми они не согласны. Быть ассертивным — значит говорить «нет», не испытывая при этом чувства вины, поскольку человек должен ставить себя выше потребностей других. Они свободно выражают свои идеи и мнения, не опасаясь осуждения со стороны окружающих. Они даже играют в «адвоката дьявола», если этого требует ситуация.


Уверенные просьбы:

Быть ассертивным — значит уметь уверенно и вежливо просить о чем-то. Агрессивные люди, как правило, требуют, а не просят, а пассивные вообще уклоняются от просьб. Однако ассертивные люди обращаются с просьбами, учитывая при этом чувства других людей.


Открытость к критике:

Ассертивные люди избегают принимать негативные отзывы и критику на свой счет. Скорее, они рассматривают их как средство, с помощью которого они могут стремиться к личностному преображению. Высказывая критику в адрес других, они сохраняют профессионализм и излагают факты так, как они есть, а не искажают их, чтобы они прозвучали злонамеренно.


Как выглядит ассертивная беседа?

Никита поздно возвращается домой после долгого дня, проведенного в колледже. Он застает свою мать за уборкой дома и приготовлениями к приходу гостей, которые должны приехать на следующий день. Он решает помочь ей по хозяйству. Вдруг ему звонит его друг Иван и спрашивает, не мог бы он забрать его с автовокзала. Теперь Никита оказался в затруднительном положении, ведь Иван был ему отличным другом еще со школы, но в то же время его матери тоже нужна его помощь.

Как узнать свой тип личности? Пройти тест PCM online!

По правилам правообладателя модели KCE (Kahler Communication Europe) получить профиль PCM можно пройдя обучение (в группе / индивидуально) или в личной консультации для расшифровки вашей структуры личности сертифицированным тренером PCM. PCM тестирование платное.


Обучение РСМ
Подберите для себя удобный вариант обучения Process Communication Model®.

Еще интересные материалы и авторские публикации из Блога о Process Communication Model®
Записаться на ближайший тренинг
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данных
20 – 21 сентября 2024 г.