Наталья - всеобщая любимица. Она милая, добрая и дотошно вежливая. Она всегда готова помочь кому угодно в чем угодно, даже если это означает, что она должна задержаться на два часа после каждого, чтобы закончить свою работу. Она никогда не отказывает никому в просьбе. Хотя ей нравится помогать людям, иногда она задумывается о том, что люди воспринимают ее как должное и используют в своих интересах.
Для Натальи, возможно, настало время развивать ассертивность. Вместо того чтобы перегружать себя и встречать требования других, ей следует научиться выражать свои собственные потребности и границы уважительным образом. Ассертивное общение поможет ей находить баланс между удовлетворением потребностей других и собственного самоуважения.
Что такое ассертивность?
Ассертивность - это способность уважительно выражать мнения, идеи и эмоции, не задевая чувств других людей. Это умение находить золотую середину, когда потребности себя и других удовлетворяются на равных.
В большинстве случаев люди практически никогда не проявляют ассертивности. В итоге они становятся слишком пассивными или переходят к полномасштабной агрессии. Ассертивность - это искусство находить здоровый баланс между пассивностью и агрессией.
Например, как только кто-то отпускает безобидную шутку в адрес Боба, он тут же огрызается и осыпает его ругательствами. Это пример агрессивного поведения.
Что такое различные стили общения?
Пассивная коммуникация:
Пассивное общение имеет место, когда человек стремится выполнить требования других за счет собственных потребностей и ожиданий. Такой тип общения обусловлен боязнью конфронтации, недостатком самоуважения, страхом наказания и т. д. Такой тип общения создает ситуацию «выигрыш-проигрыш», когда один человек постоянно проигрывает, а другой выигрывает. Саманта использует пассивный тип общения из-за боязни столкнуться с людьми. В итоге она делает для других то, что не сделала бы в противном случае.
Агрессивная коммуникация:
Когда человек применяет силу и принуждение для достижения своих целей, это можно назвать агрессивной коммуникацией. Обычно люди используют этот метод, чтобы скрыть свою неуверенность в себе. Обидчики, как правило, очень слабые и неуверенные в себе люди, которые пытаются скрыть этот недостаток агрессивным фасадом. Такая коммуникация создает беспроигрышную ситуацию.
Пассивно-агрессивное общение:
В этом типе общения люди обычно выражают свою агрессию не прямо, а косвенно. Это одна из форм пассивной враждебности. Это может происходить путем дуться, клеветать, оттягивать время, использовать сарказм и т. д.
Ассертивная коммуникация:
Ассертивное общение представляет собой смесь агрессивного и пассивного общения. Быть ассертивным — значит говорить о том, с чем вы не согласны, в вежливой и уважительной манере, не нанося словесного ущерба и не оскорбляя ни в коем случае. Оно выступает в качестве балансирующего органа между наполненным агрессией повествованием и покорным принятием мнений.
Ассертивное общение мягко, но твердо очерчивает границы, которые помогают четко передать предполагаемое сообщение. Оно воплощает в себе решительное выражение своих идей, но в то же время уважение и сопереживание эмоциям и идеям других людей. Это создает взаимовыгодную ситуацию, поскольку предполагает открытое обсуждение требований всех сторон и достижение общей позиции, при которой каждому ожиданию уделяется значительное внимание. Это формирует уважение к себе и другим, позволяет раскрыться и способствует повышению самооценки.
Что включает в себя ассертивность?
Отсутствие чувства вины:
Пассивные люди обычно чувствуют себя виноватыми или запуганными, когда отказывают в необоснованных просьбах или указывают на высказывания, с которыми они не согласны. Быть ассертивным — значит говорить «нет», не испытывая при этом чувства вины, поскольку человек должен ставить себя выше потребностей других. Они свободно выражают свои идеи и мнения, не опасаясь осуждения со стороны окружающих. Они даже играют в «адвоката дьявола», если этого требует ситуация.
Уверенные просьбы:
Быть ассертивным — значит уметь уверенно и вежливо просить о чем-то. Агрессивные люди, как правило, требуют, а не просят, а пассивные вообще уклоняются от просьб. Однако ассертивные люди обращаются с просьбами, учитывая при этом чувства других людей.
Открытость к критике:
Ассертивные люди избегают принимать негативные отзывы и критику на свой счет. Скорее, они рассматривают их как средство, с помощью которого они могут стремиться к личностному преображению. Высказывая критику в адрес других, они сохраняют профессионализм и излагают факты так, как они есть, а не искажают их, чтобы они прозвучали злонамеренно.
Как выглядит ассертивная беседа?
Никита поздно возвращается домой после долгого дня, проведенного в колледже. Он застает свою мать за уборкой дома и приготовлениями к приходу гостей, которые должны приехать на следующий день. Он решает помочь ей по хозяйству. Вдруг ему звонит его друг Иван и спрашивает, не мог бы он забрать его с автовокзала. Теперь Никита оказался в затруднительном положении, ведь Иван был ему отличным другом еще со школы, но в то же время его матери тоже нужна его помощь.