«Пять лет назад сценарист и режиссер Пит Доктер из компании Pixar обратился к нам, чтобы обсудить идею фильма, который бы показывал, как эмоции работают в голове человека и в то же время формируют его внешнюю жизнь с другими людьми. Он хотел сделать это на примере 11-летней девочки, которая переживает несколько трудных дней в своей жизни.
Как ученые, изучавшие эмоции на протяжении десятилетий, мы были рады, что нас попросили об этом. В итоге мы стали научными консультантами фильма «Головоломка» (Inside Out), который недавно вышел на экраны.
Наши беседы с г-ном Доктером и его командой были посвящены науке, связанной с вопросами, лежащими в основе фильма:
Фильм «Головоломка / Inside Out» рассказывает о том, как пять эмоций — персонифицированные персонажи Гнев, Отвращение, Страх, Печаль и Радость — борются за контроль над разумом 11-летней девочки по имени Райли во время бурного переезда из Миннесоты в Сан-Франциско.
(Один из нас предложил включить в фильм весь спектр эмоций, которые сейчас изучаются наукой, но г-н Доктер отверг эту идею по той простой причине, что история могла бы выдержать только пять или шесть персонажей).
Личность Райли в основном определяется Радостью, и это соответствует тому, что мы знаем с научной точки зрения. Исследования показывают, что наша личность определяется конкретными эмоциями, которые формируют наше восприятие мира, способы самовыражения и реакции, которые мы вызываем у других.
Но настоящей звездой фильма является печаль, ведь «Головоломка / Inside Out» — это фильм о потере и о том, что люди обретают, когда руководствуются чувством печали. Райли теряет друзей и свой дом во время переезда из Миннесоты. Что еще более печально, она вступила в подростковый возраст, что влечет за собой потерю детства.
У нас есть некоторые претензии к изображению грусти в «Головоломка / Inside Out». Печаль воспринимается как тягостный, вялый персонаж, который Джой (Радости) приходится буквально тащить на себе через сознание Райли. На самом деле, исследования показывают, что печаль связана с повышенным физиологическим возбуждением, активизирующим организм в ответ на потерю. А в фильме Печаль — это уродливый и отталкивающий образ. В реальной жизни чаще всего печаль одного человека притягивает других людей, чтобы утешить и помочь.
Однако, если отбросить эти придирки, изображение печали в фильме успешно драматизирует две главные идеи науки об эмоциях.
Во-первых, эмоции организуют — а не нарушают — рациональное мышление.
Традиционно в истории западной мысли преобладало мнение, что эмоции — это враги рациональности и разрушители совместных социальных отношений.
Но на самом деле эмоции направляют наше восприятие мира, наши воспоминания о прошлом и даже наши моральные суждения о правильном и неправильном, чаще всего таким образом, что это позволяет эффективно реагировать на текущую ситуацию. Например, исследования показали, что когда мы злимся, мы остро чувствуем, что несправедливо, что помогает вдохновить нас на действия по устранению несправедливости.
Мы видим это в фильме «Головоломка / Inside Out». Печаль постепенно берет под контроль мыслительные процессы Райли о происходящих с ней изменениях. Это наиболее очевидно, когда печаль добавляет голубые оттенки к изображениям воспоминаний Райли о ее жизни в Миннесоте. Научные исследования показывают, что наши текущие эмоции определяют то, что мы помним о прошлом. Это жизненно важная функция Печали в фильме: Она помогает Райли осознать изменения, через которые она проходит, и то, что она потеряла, что создает основу для развития новых граней ее личности.
Во-вторых, эмоции организуют — а не разрушают — нашу социальную жизнь.
Например, исследования показали, что эмоции структурируют (а не просто окрашивают) такие разрозненные социальные взаимодействия, как привязанность между родителями и детьми, конфликты между братьями и сестрами, флирт между молодыми ухажерами и переговоры между соперниками.
Другие исследования показывают, что именно гнев (в большей степени, чем чувство политической идентичности) побуждает социальные коллективы протестовать и устранять несправедливость. Исследование, проведенное одним из нас, показало, что выражение смущения побуждает других прощать, когда мы поступаем так, что на мгновение нарушаем социальные нормы.
Это понимание также драматически показано в фильме. Возможно, вы склонны думать о грусти как о состоянии, определяемом бездействием и пассивностью — отсутствием каких-либо целенаправленных действий. Но в «Головоломка / Inside Out», как и в реальной жизни, печаль побуждает людей объединяться в ответ на потерю. Сначала мы видим это в вспышке гнева за обеденным столом, которая заставляет Райли убежать наверх и лежать в одиночестве в темной комнате, оставив отца в раздумьях, что делать.
А в конце фильма именно Печаль заставляет Райли воссоединиться с родителями, используя прикосновения и эмоциональные звуки, называемые «голосовыми всплесками», которые один из нас изучал в лаборатории, и которые передают глубокое наслаждение от воссоединения.
Фильм «Головоломка / Inside Out» предлагает новый подход к печали.
Его главная мысль: Примите печаль, позвольте ей раскрыться, терпеливо участвуйте в эмоциональной борьбе подростка. Печаль прояснит то, что было потеряно (детство), и продвинет семью к тому, что должно быть приобретено: основам новой личности, как для детей, так и для родителей.»
Пол Экман
Автор статьиДатчер Кельтнер
Автор статьи