Журнал

PCM: как развивать сотрудников, распределять роли эффективно и «читать» соискателей

время прочтения ~ 13 минут
Разбираемся, как при помощи Модели процесса коммуникации может прокачаться специалист в сфере HR.

Задач при подборе сотрудников множество: от подбора и оценки персонала до адаптации сотрудников в компании, выстраивание взаимоотношений в коллективе и сборка высокоэффективных команд. А иногда и разработка стратегии карьерного роста для сотрудников крупных корпораций и холдингов. Расскажем о том, как Модель процесса коммуникации PCM (Process Communication Model) становится одним из функциональных инструментов для достижения этих целей.

Источник: © Бизнес‑секреты

Что такое PCM и чем она полезна?

Модель процесса коммуникации PCM (Process Communication Model)

Модель процесса коммуникации Process Communication Model (PCM) — это научно-обоснованная модель понимания поведения человека через паттерны общения, с корнями в транзактном анализе. Она позволяет по структуре речи, словам и невербальным сигналам определить:

  1. Как собеседник коммуницирует, чтобы говорить с ним на комфортном для него «языке» и убеждать с помощью понятных для него аргументов.
  2. Что дает ему мотивацию, чтобы повысить производительность каждого члена команды, предвосхищать выгорание и закрывать актуальные потребности.
  3. Как он ведет себя в стрессе, чтобы распознать стресс в самом начале, и в случае конфликта и непонимания умело развернуть коммуникацию в конструктивное русло.

Модель процесса коммуникации (РСМ) позволяет понять, какой стиль взаимодействия более эффективно использовать и в коммуникации с конкретным человеком, и в управлении динамикой целой команды, поскольку дает понимание ролей, которые люди занимают и хотят занять.


Это помогает:

  • выстроить слаженный процесс работы;
  • минимизировать разногласия;
  • находить общий язык с любым собеседником;
  • идентифицировать и понять типы личности;
  • улучшить межличностную коммуникацию;
  • управлять стрессом и повышать эффективность;
  • предотвращать и разрешать конфликты;
  • оценивать и развить лидерский потенциал.

Чем PCM может помочь HR?

и специалистам в сфере обучения и развития персонала

Модель процесса коммуникации (PCM, Process Communication Model) для HR сейчас становится даже не дополнением к компетенциям, а полноценным инструментом софт-навыков в мастерстве коммуникации. И развить его наиболее эффективно можно на корпоративном тренинге по эффективным коммуникациям.


Что HR-специалисты могут получить по итогам тренинга:

  1. Повысить собственную эффективность и тем самым обеспечить большую продуктивность своей компании: высокое качество найма и снижение «текучки» кадров.
  2. Стать более вовлеченным собеседником и научиться эффективно общаться с разными типами личности, а значит, лучше проектировать корпоративные программы.
  3. Научиться быстро и безболезненно адаптировать в команду новых сотрудников и сократить время на онбординг.
  4. Закрывать вакансии быстрее и четче понимать потребности соискателей и компании.
  5. Управлять конфликтами: определять их на стадии зарождения, диагностировать и предотвращать, легко видя причины недомолвок. Как следствие — улучшение динамики и атмосферы в коллективе.
  6. Стать проектировщиком карьерного роста сотрудников компании. Понимая потребности сотрудников и их сильные стороны, составлять индивидуальные планы развития.

Кроме того, освоение РСМ и применение ее в профессиональной среде помогает понять свои сильные и слабые стороны, эффективнее взаимодействовать с командой, партнерами и руководителями на более высоком и качественном уровне, наладить кросс-функциональное взаимодействие между отделами. Также предотвратить выгорание и реализовать свои потребности, обходя недопонимание.

Поддержка при найме: выбирать не только по навыкам, но и по способности взаимодействовать с командой

Конечно, одним из ключевых аспектов бизнеса, где может помочь Модель процесса коммуникации (РСМ) — это поиск сотрудников и собеседования. Подбор кандидатов заметно облегчает умение «прочесть» его сильные и слабые стороны, совместимость с действующей командой и возможности.

Екатерина Павлова — HR Директор медицинской клиники, для которой было важно решить кадровые вопросы: удержать талантливых сотрудников, ускорить адаптацию новичков, особенно в первые 3 месяца работы, а также управлять конфликтами и поддерживать мотивацию сотрудников.


Применение модели помогло в следующем:

  • при найме на первом собеседовании появилось умение определить тип личности и поведение кандидата и выбрать тех, кто обладает навыками, опытом, а также способен эффективно взаимодействовать с командой, адаптироваться к корпоративной культуре и справляться со стрессовыми ситуациями;
  • в компании своевременно реагируют на возможные конфликты и стрессовые ситуации;
  • укрепилась лояльность и уверенность сотрудников в том, что их ценят и понимают.

Екатерина отметила, что применение модели оказалось успешным не только при знакомстве с новичками, но и корректировке взаимодействия внутри уже слаженной команды для создания внутри благоприятного микроклимата.

«Я как HRD считаю Модель процесса коммуникации (PCM) мощным инструментом, который значительно повышает эффективность подбора персонала и улучшает взаимоотношения в команде. Эта модель помогает лучше понять индивидуальные особенности кандидатов и сотрудников, что критически важно для успешного найма и удержания талантливых специалистов.

Использование коммуникационной модели PCM в ежедневной работе с сотрудниками способствует созданию более гармоничной и продуктивной рабочей атмосферы, и это приводит к повышению эффективности работы всей организации».
  • Екатерина Павлова
    HR Директор медицинской клиники

Цель: видеть триггеры и правильно ставить задачу

Во многом, приобретая в инструментарии PCM, HR-специалисты прокачиваются не только как профи, но и как обычные собеседники. Все за счет верного понимания важных моментов для своего визави в диалоге, а также понимания природы конфликтов, реакции в них разных людей и правильных рычагах урегулирования стресса.

Марина Волобуева — бизнес тренер HRBP, T&D. В качестве hr работала в разных компаниях и чаще всего сталкивалась со следующими проблемами:

  • найм синих воротничков;
  • адаптация новых сотрудников;
  • передача знаний и умений от опытных сотрудников новичкам;
  • снижение уровня конфликтности/токсичности в коллективе;
  • сбор высокоэффективных команд, которые будут достигать результатов компании.

О РСМ Марина узнала задолго до обучения, и по его итогам смогла решить не только поставленные задачи, но также увидела дополнительные бонусы:

  • более легкая идентификация сотрудников, сдача отчетов и выстраивание коммуникации с руководителями и с коллегами;
  • большее понимание стратегии поведения на переговорах с сотрудником;
  • эффективная адаптация новых сотрудников и выстраивание внутренней системы наставничества и передачи опыта;
  • снижение уровня конфликтности в командах и составление высокоэффективных рабочих групп.
«За методом я наблюдала очень давно. Прицеливалась к тренерам. В итоге обстоятельства сложились так, что я попала к Евгении Чертаринской на базовый курс. Обучение было информативным, полезным и насыщенным большим количеством структурированной информации. Я узнала много нового о PCM-методе и его применении в различных областях коммуникационного процесса. Разные люди, разные триггеры — теперь стало более четко и понятно. Есть ясность, кто я и куда мне двигаться.

Легко применимо для меня стало понимание того, что если внутри человек не ок, то и снаружи он будет транслировать не ок. Что все типажи по-разному реагируют на постановку задачи и если знать как ее ставить то можно избежать многих неприятных моментов. Инсайтом для меня стало понимание своей семьи и подход к близким. Понимание себя и своих реакций. Отпустило сильное ожидание от себя и от других.

Я считаю, что PCM-метод является очень эффективным инструментом для коммуникации и решения проблем в различных сферах. Он позволяет увидеть полную картину и выявить скрытые связи между различными факторами».
  • Марина Волобуева

    Бизнес-тренер HRBP, T&D

Помощь компаниям в период перемен

Для сотрудников большинства сфер Модель процесса коммуникации (РСМ) станет полезным умением, которое выводит общение на более качественно высокий уровень. Однако для управленцев модель можно смело отнести к хард-скиллз и базовым умениям, которое упростит работу в разы.


Павел Лемешко — HR-директор компании в сфере коммерческой недвижимости, строительства, редевелопмента и управления офисными пространствами. В период реформации компании перед ним, как перед управленцем, встали новые задачи: необходимость определения новых ролей сотрудников в компании при ее структурной реформации, а также выстраивание траектории развития сотрудников в новых реалиях.

Обучение РСМ помогло в следующем:

  • налаживание межличностного общения в коллективе и снижение конфликтности;
  • четкая схема типирования сотрудников и понимание их потребностей и возможностей;
  • оценка лидерского потенциала, текущей и следующей стадии развития личности сотрудника при назначении на руководство проектами;
  • регулирование уровня стресса сотрудников;
  • понимание, как поддерживать мотивацию сотрудников и поощрять их правильно.

На обучение Павел пошел, так как знаний о ситуационном менеджменте для текущей задачи было недостаточно, и готового, прозрачного инструмента оценки не было. Первым обучение PCM прошел генеральный директор компании, после тренинг посетили еще 10 сотрудников, включая Павла. Важным открытием стала применимость модели в планировании карьерной траектории и прокачке своих сотрудников «изнутри».


«Мы предварительно изучили с коллегами, что это такое, чтобы посмотреть, совпадает ли это с картинкой, которая сложилась до обучения. Я относился, скажу честно, скептически, поскольку предпочитаю точные тестирования. Но при подробном изучении, сопоставления краткосрочной и долгосрочной мотивации сотрудника, его характера, поведенческих привычек с результатами PCM, мы нашли ответы на многие вопросы.

Сейчас для меня РСМ — своего рода хард скилл в теории управлении людьми. Все мои многолетние теории менеджмента как будто не раскрывали всех тонкостей. Я разобрался в системе. Понятно, я не уверен 100% в некоторых суждениях, но что до фазы — есть поведенческие индикаторы, которые есть только у этих типов, и там ошибиться практически невозможно».

Для меня, как для HR, который заинтересован в развитии, карьерном росте сотрудников, важно обращать внимание и на потенциальные фазы, которые у него могут быть. Например, одна из моих сотрудниц находилась тогда в фазе Душевного. А следующая ее фаза была — Деятель, более полезная в работе. Я после тренинга создал для нее максимально стрессовую ситуацию, чтобы раскрыть потенциал. Дал задачу возглавить проект, в котором она ранее не участвовала. Знал, что будут слезы, море переживаний, но при этом, по предварительной оценке с точки зрения РСМ модели, я понял, что ее уже хорошо прокаченный Деятель ее вытащит. Так и получилось, она однозначно справилась со всем 100%, стала и морально сильнее. При этом я был с ней максимально открыт и честен, чтобы помочь ей справиться, дать понимание моего плана и сбалансировать уровень стресса, чтобы она не выгорела. У меня эксперимент сработал, но не для всех это подойдет.

Еще, что применяется активно не только мной, но и другими нашими менеджерами, которые прошли обучение — понимание, кого и как хвалить. Раньше мы были скупы на обратную связь и не понимали, почему мотивация падает. Хвалить нужно всегда, но хвалить по правильному.

Это еще и навык командообразования, чтобы каждый понимал сильные стороны и особенности друг друга, области для развития. Отдельно понравилась ситуация с отрицательным удовлетворением психологических потребностей. Это тоже дает очень много объяснений в ответе на вопрос: «почему человек ведет себя так»?»
  • Павел Лемешко

    HR-директор компании в сфере коммерческой недвижимости, строительства, редевелопмента и управления офисными пространствами.

Преимущества для бизнеса и для жизни, которые можно раскрыть при помощи PCM

Модель процесса коммуникации PCM дает преимущества не только для HR, но и для всех других сфер бизнеса, где присутствует межличностное общение. Однако именно в сфере работы с персоналом компании навык эффективного общения и глубокого понимания людей выходит на первый план.


Модель процесса коммуникации (Process Communication Model) позволяет видеть более глубокие слои личности не только ваших собеседников или коллег, но и помогает разобраться в собственном внутреннем мире, потребностях и особенностях прохождения стрессовых ситуаций. Именно поэтому РСМ является не только бизнес-инструментом, но и огромным пластом для личностного развития.

Понимание того, как мы коммуницируем, важно каждому человеку жизни. Что говорить о тех, чья профессия требует не только постоянного общения, но и формирования слаженной команды, оценки сильных сторон сотрудника и его точек роста, а также модерировании ситуации внутри коллектива, в том числе в критических ситуациях. PCM — это инструмент, которым HR могут пользоваться на любом из этапов своей работы, чтобы не только создавать сильные группы, но и делать доступным для каждого из их участников карьерный рост и индивидуальное развитие. И обучение HR этому инструменту — это огромный вклад в работу компании для руководства.



Источник: Евгения Чертаринская © Бизнес‑секреты

Евгения Чертаринская
Автор статьи
Тренер PCM

Как узнать свой тип личности? Пройти тест PCM online!

По правилам правообладателя модели KCE (Kahler Communication Europe) получить профиль PCM можно пройдя обучение (в группе / индивидуально) или в личной консультации для расшифровки вашей структуры личности сертифицированным тренером PCM. PCM тестирование платное.

Записаться на ближайший тренинг
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данных
29 - 30 ноября 2024 г.

Обучение РСМ
Подберите для себя удобный вариант обучения Process Communication Model®.

Еще интересные материалы и авторские публикации из Журнала о Process Communication Model®